Ваш регион:
Ваш регион
Воронежская область
8 800 555-71-03 (бесплатно по всей России)
Личный кабинет (Топливо с доставкойдоставка)

Заполните форму.

Регистрация завершена.
Личный кабинет будет доступен после активации аккаунта. Мы свяжемся с вами в ближайшее время

13.06.2018
Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 04-09 июня 2018 г.

Биржа СПбМТСБ и рынок нефтепродуктов

Обзор за 4 – 9 июня 2018 г.

 

Отгремели бури на бензиновом фронте. Тема АЗС отходит на второй план, а на первый СМИ выводят предстоящий чемпионат мира по футболу.

Нет нужды перечислять все инициативы руководства страны по умиротворению рынка. Их перечислил президент Путин на «прямой линии».

Что же сухом остатке?

Первое, - правительство с 1 июня снижает от действующих ставок акцизы на бензин на 3 тысячи руб/тн и на дизельное топливо - на 2 тыс. р/тн. Также решено отказаться от повышения акцизов, которое было предусмотрено в Налоговом кодексе с 1 июля 2018 года.  

Помимо этого, нефтяные компании приняли на себя обязательства:

- заморозить розничные цены на уровне конца мая 2018 года;

- ежемесячно продавать топлива оптом на 3% больше, чем в 2017 году по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС;

- реализовать авиакеросина в объемах, соответствующих потребностям авиаперевозчиков со стабилизацией цен по состоянию на 6 июня 2018 года;

Кроме того, на совещании у вице-премьера Д. Козака было принято решение рекомендовать всем компаниям, работающим на бирже, не занимающим доминирующего положения, продавать не менее 10% от объема производства бензина и 5% от объема производства дизельного топлива. Не ясно, на какие «не доминирующие» компании, способные пополнить рынок моторным топливом рассчитывает правительство, но про ресурсы Росрезерва в правительстве не вспомнили.

Вот, пожалуй, и весь перечень мер, которыми правительство пытается даже не погасить, а локализовать пожар, вспыхнувший в этом сегменте топливного рынка. Ведь никто даже не заикнулся о том, что розничные цены, превысившие разумные пределы следует вернуть к инфляционным ожиданиям порядка 2% - 4%. То есть вернуть прайс на АЗС к уровням 40 руб за литр Аи95, 37 руб за литр Аи92 и 39 р/литр – на дизельное топливо.

Странное дело, все в один голос винят нефтяников в «эгоизме», предпочтивших грузить свой товар на премиальные рынки Европы, а не на внутренний рынок. При этом они строго соблюдали правила, установленные законами Российской Федерации. А вот законы готовили и принимали не они.

Истинные виновники, устроившие кризис цен, не названы, а это весь экономический блок правительства, возглавляемый Минфином, хотя «стрелки» искусно переводили на нефтяников. Впрочем, и они не без греха. Задолго до того, как взбунтовались владельцы автотранспорта, ФАС на своих еженедельных встречах с участниками рынка предупреждала нефтяников о неблагоприятном развитии событий, что нужно нарастить продажи топлива на бирже. Но те отговариваясь ремонтами, да убыточной переработкой. Вот и дождались внушения. От Путина. Задаюсь вопросом, неужто только он имеет голос в нефтяном клубе российских небожителей, а ФАС для них не авторитет? Рискуют, ой как рискуют короли, если также легкомысленно пропустят мимо внимания предложение национализировать нефтяную отрасль России, прозвучавшее на «линии». Президент прокомментировал инициативу скептически, но сам по себе факт того, что модераторы передачи выпустили в эфир это крамольное предложение, должно насторожить непреклонных.

А между тем, повторюсь, - в кризисе виновата система. И Путин об этом же: «Я согласен, - отвечает президент на «прямой линии» - то, что происходит, недопустимо и неправильно. Надо признать, что это результат неточного регулирования, которое было введено в сфере энергоресурсов». Деликатности Путина в этом ответе можно только позавидовать. «Неточное регулирование» в его словах слишком мягкое определение, а на самом деле - «провальное» регулирование, непонимание самого объекта регулирования, критерия регулирования, а по сути отсутствие регулирования.

Что нужно предпринять, коль уж появился повод обновить конструкцию регулирования цен в топливном сегменте. Если уж власти поставили задачу обуздать инфляцию на уровне 2-4%, то модель инфляционного таргетирования должна распространяться на все естественные монополии. При этом нужно признать, что нефтяная отрасль, в какие бы одежды её не рядили, такая же естественная монополия, как и газовая.

Регулирующих параметров не много, их всего два. Первый – это предложение по так называемому «возвратному акцизу» на нефть для внутренней переработки.

Второй – это понижающий коэффициент в калькуляторе экспортной пошлины на автомобильный бензин. Для того чтобы этот коэффициент стал рабочим инструментом его следует перевести в разряд переменных от месяца к месяцу величин. А для этого потребуется вывести его из-под Налогового кодекса в компетенцию правительства наподобие того, как это осуществляется в назначении экспортных пошлин на нефть. Такой механизм даст возможность регулировать рынком моторного топлива оперативно и в широких пределах: от полной отмены пошлины, установив понижающий коэффициентом равным нулю (К=0) в периоды январь-февраль, когда рынок переполнен бензином, до заградительной с коэффициентом К=1,0 и более в пору высокого весенне-летнего спроса.

Например, экспортная пошлина на бензин в июне рассчитана по коэффициенту 0,3 от нефтяной. Если бы правительство имело право повысить его до 0,80, то получило бы такой же эффект в части снижения внутренних цен на бензин, как и от объявленного на прошлой неделе понижения акциза на 3000 р/тн.

По словам А. Новака, прозвучавшим на «линии», Минэнерго готовит нечто похожее, как крайняя мера в случае нарушения договоренности с нефтяниками, а не рабочая модель.

 

А тем временем нефтяники приступили к реализации взятых на себя обязательств.

Объёмы биржевых продаж бензина увеличились за неполный июнь на 35%, с 20 до 27 тыс. тн в день. 

 a.pngb.png

 

При этом бензин подешевел за семь торговых дней июня на 5%. Марка Аи95 до 53800 р/тн, марка Аи92 – до 52400 р/тн. Дизельное топливо – на 3%, до 48400 р/тн.

 

В розничном сегменте фиксации цен пока не зарегистрировано, хотя тепы роста несколько убавились.

За прошедшую неделю, с 28 мая по 4 июня цена одного литра бензина подросла в среднем по России на 1,3%-1,4%, притом, что в мае темпы роста составляли 1,8%-2,0% в неделю.  

По всей стране литр самого популярного бензина марки Аи92 перевалил за 40 р/литр. Ниже этой черты оказались лишь три субъекта – Челябинск, Грозный, Курган.

В группу регионов с самыми высокими ценами, а это Анадырь, Якутск, Магадан попали не самые удалённые - Кострома, Рязань, Тамбов.

 c.png

 

Данные по динамике роста литра бензина тоже с сюрпризом. Возглавляет реестр столица Тувы Кызыл, где цена на прошедшей неделе подскочила на 2,62 р/литр, превысив средний российский показатель в четыре раза. Вероятно, жестокий дефицит стал причиной столь необычного явления. В числе «передовиков», где темпы вдвое превысили средний российский показатель непредсказуемо оказались, расположенные в центре Орел, Киров, Тула, Курск, Астрахань,

Есть и регионы, показавшие нулевую динамику. Это те, куда подорожавший на заводах бензин ещё не добрался из-за удалённости. Это Анадырь, Магадан, Петропавловск, Салехард. В этом же списке оказался Иркутск, где нефтяная компания, заводы которой, расположенные неподалеку, прекратила переписывать прайс на собственных АЗС.  

От следующего мониторинга ждём через неделю обещанной нефтяниками стабилизации розничных цен.  Впрочем, первые шаги уже сделаны. На Московской сети АЗС по данным Московской топливной ассоциации на дату 9 июня две нефтяные компании «Татнефть» и «Газпром нефть» понизили цены на бензин от 30 до 60 коп на литре, на дизельное топливо – на 15…30 коп/литр.  

 

 

По текущему соотношению розничных и оптовых цен спред между ними приближается к 7%…10 % в пользу розничных, при том, что ещё неделю назад спред оценивался от минус 1% до плюс 4%.   

d.png

Ключевые индикаторы рынка

Автор обзора: Виктор Костюков

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

Анализ рынка

28.12.16 видео

Топливная карта - удобный инструмент, она представляет собой не средство расчета, а электронную доверенность для осуществления прямых торговых операций между юридическими лицами.

03.07.18

За первое полугодие 2018 года в Крым железнодорожными цистернами выгружено нефтепродуктов в количестве 420 тыс. тн против 330 тыс. тн годом ранее за такой же срок.

14.06.18

Нефтяные компании выбрали тактику заморозки розничных цен при одновременном снижении оптовых.

Выберите ваш регион: